philosophus_88


Станислав Левченко


Previous Entry Share Next Entry
Непальские постскриптумы. Часть 1
philosophus_88
Как я увидел по-настоящему народный праздник
На дворе ноябрь – последний месяц осени. Но в торговых сетях уже давно начало загораться «новогоднее настроение», к которому нас навязчиво пытаются приобщить. За полтора месяца до праздника, значение которого мы уже безвозвратно утратили, нам предлагают новогодние скидки, новогодние распродажи, новогодние акции. Когда это все происходило в середине декабря, то как-то не сильно мозолило глаза. Но с каждым годом рубеж «новогоднего настроения» отодвигается на все более ранние сроки, а объемы «новогодних» продаж все растут. И от всей этой ситуации на кончике языка появляется едва уловимый привкус того, что нас, мягко говоря, используют. В такой обстановке в сознании совершенно непроизвольно сложились параллели между нашими праздниками и праздниками других, «менее развитых» стран. Предыдущая поездка в Непал дала некоторые материалы для анализа и выводов.
Наше путешествие в Непал совпало с праздником Тихар, который проходил в этом, 2016, году с 27 октября по 1 ноября. Если совсем коротко, то это индуистский праздник, длящийся 5 дней. Каждый из дней по очереди посвящен определенному животному: вороне, собаке, корове, буйволу и человеку (брату или сестре). Не буду подробно вдаваться в мифологию этого праздника, благо информации о нем в интернете предостаточно. Да и интересует нас прежде всего не его значение, а поведение людей.
Следует сказать, что ощущение праздника в глухих деревнях было гораздо большим, нежели в столице. Деревенские жители, которые по-прежнему живут традиционным образом жизни, гораздо больше чтят и сохраняют свои обычаи.

Праздник приходится на время сбора урожая риса. Но несмотря на горячую пору, люди откладывают свои сельскохозяйственные занятия и полностью посвящают себя празднику.
Во время торжеств принято надевать гостям, а также некоторым из почитаемых животных (корове и собаке, например) гирлянды из цветов. Люди тратят свое драгоценное время и силы на изготовление этих гирлянд. В деревнях они не продаются, каждый делает для себя, каждый вкладывает свою душу в украшения.



Часто это работа коллективная, как и любая другая. Задача праздника - еще больше объединить людей.

В средине сезона сбора урожая праздник дает возможность отдохнуть от тяжелого труда. И люди, как дети, так и взрослые, с удовольствием этим пользуются. В деревнях собираются компании, которые играют в азартные игры. Разрешены они только во время праздника. Другим популярным занятием является катание на качелях, которые сооружаются по традиционным технологиям в честь торжества.

На третий день, день почитания коровы как воплощения богини богатства Лахсми, молодые девушки на пороге своих домов создают вот такие композиции, состоящие из цветов, коровьего навоза и свечей.

На такой импровизированный алтарь совершаются денежные подношения. Считается, что этот ритуал привлекает богатство.

На протяжении всех пяти дней люди ходят друг к другу в гости. Женщины и девушки одеваются в традиционные платья и устраивают танцевальные представления. Дети ходят группами, перегораживают дороги, поют песни и требуют за это с прохожих, будь это местный житель или иностранный турист, деньги и сладости.

Во всем этом действе поразили несколько моментов. Во-первых, это действительно народный праздник. В торжествах принимают участие все – от детей до стариков. Для них это служение своим богам, а также возможность повеселиться, собравшись большой компанией. Во-вторых, в праздники еще не проникла коммерция и не убила их дух. Нет навязчивых распродаж праздничной атрибутики. При всей скромности быта местных жителей, при всей ограниченности их возможностей накрыть праздничный стол, у непальцев не стоит вопрос о наличии праздничного настроения. Их настроение связано именно с праздником, с тем, что он символизирует, а не с покупками, которые они совершают по его поводу. Это по-настоящему народный праздник, а не праздник потребления.

Больше рассказов о путешествии в Непал читайте в путевых заметках

Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account