philosophus_88


Станислав Левченко


Previous Entry Share Next Entry
Путевые заметки из Непала. Часть 8
philosophus_88

Предыдущую часть можно прочитать здесь

День 9 (6.11.2016)
Катманду
Сегодня наш последний день в Непале. В расписании тура он был обозначен как свободный день и день шоппинга. Однако, уже имея некоторое представление о Непале в общем и о Катманду в частности, мы решили, что никакой шоппинг не сможет занять целый день. А бесцельно сидеть в номере отеля в стране, в которую ты приезжаешь впервые, - просто преступление. Поэтому было принято решение о расширении экскурсионной программы.
По плану у нас сегодня было три локации. Первой на очереди значилась одна из крупнейших буддистских ступ Непала – Сваямбунатх.

Это достаточно большой храмовый комплекс, расположенный на холме. Чтобы попасть в него, необходимо преодолеть 365 ступеней, но после 3500 ступеней Уллери (пройденных нами на второй день трека) для нас это уже ерунда. Зато потраченные усилия многократно окупаются роскошным видом на город.

В самом комплексе много древних статуй 16-18 вв. Правда, многие строения были сильно повреждены или разрушены в результате землетрясения весной 2015 года.
Когда прохаживаешься вокруг ступы, складывается ощущение гостеприимства. Не скажу, что это «место силы», однако, в отличии от индуистских храмов, входя сюда, ощущаешь себя будто дома.

На территории храма проживает большое количество обезьян. Правда, они живут своей жизнью и не сильно реагируют на людей. Животные никого не боятся, но и ни к кому не пристают.



Далее двигаемся в небольшой городок Бактапур. Сейчас он уже почти слился с Катманду. А когда-то был столицей одного из трех царств, расположенных в долине Катманду. Город по своему архитектурному ансамблю очень красив. В нем практически не встречаются новые здания. Традиционная архитектура, обилие храмовых площадей, узкие улицы. Все это переносит посетителей во времена средневекового Непала. Единственное, что выдает XXI век, – это множество мотоциклов и Кока-кола.



Город очень сильно пострадал от землетрясения 2015 года, и сейчас здесь активно ведутся работы по реконструкции разрушенных храмов.



Поскольку почти все из них внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, то для сохранения их статуса реставрации необходимо проводить традиционными методами строительства, используя традиционные строительные материалы. Так что нам посчастливилось очутиться не просто в средневековом городе, а фактически присутствовать при его строительстве.
Правда, если разрушенные храмы и дворцы реставрируют за государственный и международный счет, то свои собственные жилища люди вынуждены отстраивать своими силами. А поскольку в Непале действует запрет на вырубку пород древесины, которые всегда использовались для строительства, то частные дома, построенные по старинным технологиям, утрачиваются безвозвратно, а вместе с ними и индивидуальный облик города.





А с жилищными условиями здесь, к сожалению, далеко не все в порядке. Очень много наполовину разрушенных домов, которые никто даже не начал восстанавливать. Повреждены также и коммуникации. Местами на улицах стоит такой запах, что даже мне, человеку, не особо восприимчивому к ароматам, было трудно сдержать рвотный рефлекс.
После Бактапура отправляемся в столицу третьего королевства – город Патан. Он также известен как «Город мастеров». Прибыли мы в Патан уже вечером, после заката, поэтому посмотреть весь город возможности не было. По своему архитектурному облику он очень сильно похож на Бактапур – такие же узкие улочки, старинные дома и роскошные храмовые площади. Но есть и различия.
Дело в том, что в Бактапуре более 90% населения принадлежат к индуизму, а в Патане более 80% - буддисты. Так вот Патан гораздо более чистый. В нем мы не встречали мест с такими «благоуханиями», как в Бактапуре. Несмотря на то, что Патан так же сильно пострадал от землетрясения 2015 года, но реставрационные работы здесь проходят гораздо активнее, много объектов уже восстановили и, что немаловажно, среди восстановленных много обычных жилых домов. В чем причина этого различия? Трудно вот так с первого взгляда оценить это. Но учитывая разительные отличия между индуистскими и буддистскими храмами, возможно, дело в религии? Окончательный ответ на этот вопрос подлежит решению, наверное, только после более тщательного исследования образа жизни непальских буддистов и индуистов.
И вот, поздно вечером мы отправляемся в аэропорт Катманду, чтобы отправиться домой. Эта поездка подарила очень много материала для размышления, который еще предстоит обработать и систематизировать. И для того, чтобы сделать выводы, наверное, должно пройти несколько дней, чтобы эмоции улеглись и все путешествие цельной картиной отразилось в сознании.

Recent Posts from This Journal


  • 1
спасибо за посты :)

Рад, что было интересно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account